Gran Turismo 5 Prologue
Gran Turismo 5 относится к очень редкому жанру, он называется «автор сошел с ума и его никто не остановил», это абсолютная параллель нынешней реальности, запуская Gran Turismo 5, ты немедленно переносишься в другой мир, это просто лучшая гонка наших с вами дней.



Gran Turismo 5 это воистину эпохальное творение, которое бывает раз в поколение, предыдущая игра серии была шесть лет назад, вы только вдумайтесь в эту цифру. Очень давно другие компании за это время умудрились повыпускать три, четыре и даже пять игр в сериале, а Sony и Polyphony Digital команда Казунори Ямаучи все это время делали одну игру и это воистину, монументальный труд. Когда ты включаешь игру, ты понимаешь, что такого очень давно не было, так игры сегодня не делают. Gran Turismo 5 тебя переносит в девяностые, когда были такие игры, которые своим объемом и качеством были настолько прорывными, что о них говорили все, все бежали их покупать и неделями исследовали. Сегодня стиля намного меньше, игры быстро проходятся, в них не так много контента, ты ее прошел, она тебе понравилось, ты в следующем году купил новую часть, а Gran Turismo 5 он в стороне от всего этого, в стороне от всех трендов, маркетинговых планов. При том, что это самая популярная гоночная игра в мире, ее авторы не злоупотребляют частыми выпусками новых серий и более того, они выпускают новую игру только тогда, когда им есть что сказать нового игрокам и между каждой игрой серии Gran Turismo просто гигантская пропасть, Марианская впадина.




Очень сложно рассказывать про игру Gran Turismo 5 не только потому, что последняя была игра загадка, в нынешнем поколении кроме разве что Duke Nukem Forever, но и потому, что она очень мало похожа на любую из существующих ныне игр. Не только потому, что ее делали шесть лет и она стоила восемьдесят миллионов долларов, вовсе нет, эта игра вообще параллель нынешней реальности. Представьте себе, на западе так самовыражатся перестали еще в середине девяностых, после того как Джона Ромеро и прочих мечтателей повыгоняли отовсюду, где только можно, а в Японии работать так все еще можно. Представьте себе, есть человек Казунори Ямаучи- главный дизайнер Gran Turismo, очень большой фанат автогонок, гонщик любитель, в общении очень тихий и спокойный человек, как и положено любому порядочному нерду в какой-то момент этому человеку просто дают 80 миллионов долларов и разрешают ему на эти 80 миллионов сделать игру мечты. Что он собственно и делает, он удалится от мира на следующие шесть лет с небольшими визитами в реальный мир, в виде участия в гонках появляется раз в год, в свете дает какое-то интервью и снова исчезает на год. Все это время никто не знает, что происходит с Gran Turismo, когда она выйдет и что, в конце концов, задумал Казунори Ямаучи. Когда все наконец увидели на что Казунори Ямаучи истратил эти свои 80 миллионов долларов, все, не побоюсь этого слова, онемели, потому что Gran Turismo это игра параллельная не только всему жанру авто гонок, но и вообще всей нынешней игровой индустрии, той нынешней реальности, в которой мы с вами живем. Gran Turismo-это игра пришелец из какого-то другого мира, где все еще можно делать игру мечты, истратив при этом 80 миллионов, шесть лет и вообще никого при этом не слушая.


Казунори Ямаучи не раз говорил, что его лозунг это революция через эволюцию, то есть он придумал идею гонки и всю жизнь только ее и воплощает и каждая игра это какой-то гигантский шаг на встречу мечте. Удивительно, создателей самой популярной в мире гонки, деньги интересуют в последнюю очередь, они здесь не для того, чтобы быть успешными, они и так успешные, они здесь для того, чтобы делать что-то важное. Чтобы вы понимали, Казунори Ямаучи уже говорит, что Gran Turismo 6 возможно и не выйдет на PlayStation 3, потому что возможностей консоли им уже не хватает и чтобы сказать какое-то новое слово им нужно подождать следующей системы. Понятно, что в какой-то момент Sony может воспротивиться, стукнуть кулаком и сказать нет, давай сделай, но самого Ямаучи подход творца, подход автора и это дает игре как дико положительные качества тик и некоторые отрицательные моменты.

Gran Turismo 5 сделана настоящими фанатами своего дела, которые, я уверен, за эти шесть лет разработки отдалились от всего мира. Они заперлись в своих цехах и днями-ночами творили, рисовали, ездили на трассы, фотографировали, записывали звук, лазили в эти машины со сканерами и фотоаппаратами, и только после того, как они сами были довольны результатом, только после этого, Gran Turismo 5 отправили в печать. Именно благодаря этому ощущению рукотворности этой игры, любой ее аспект сделан в ручную в отличие от более технологичной, более современной, более, наверное, дружелюбной Forza Motorsport. Gran Turismo по сравнению с ней это штучный продукт, как английский Rolls-Royce. Gran Turismo 5 даже не хочется ругать, потому что ты понимаешь, насколько это монументальный, монструозный труд, абсолютно ручной.


Gran Turismo 5 настоящая игра-праздник, ты начинаешь радоваться просто как маленький ребенок с того момента как открываешь коробку с игрой, из которой вываливается 212 страничный талмуд, который полностью переведен на русский язык, в котором простым языком объясняется из чего сделан автомобиль, как он ездит, как работает сцепление, как входить в повороты. Ответы на все простые житейские вопросы, которые возникают у каждого, эта книжка идеально отвечает и более того, она учит играть в игру, только от одного подхода у тебя просто загораются глаза, ты понимаешь, что купил не просто игру, ты купил какое-то событие, продукт, который расширяет твой кругозор. Ты можешь годами ездить на автомобиле, но не знать до конца как ее разные узлы работают. А почему, потому что вся литература на эту тему криво написана, скучная и с первой страницы тебе хочется заснуть, а тут тебе все красочно с картинками изложено, отлично сверстано и ты начинаешь понимать, любить автомобили еще даже не сев играть в игру.


Заставка в Gran Turismo 5 начинается под звуки пианино, тебе показывают, как делают автомобили, начиная с добычи руды до схода с конвейера. Ты не понимаешь, как с таким музыкальным сопровождением заставка могла попасть в игру, которая продается 10-15 миллионным тиражом, это явно финт ушами, упор на то, что я автор, что хочу, то и творю, при этом в этой заставке море стиля, противишься сначала, а позднее, когда снова загружаешь игру, ловишь себя на мысли, что тебе хочется посмотреть ее снова ,и отмечаешь в ней какие-то новые детали. Вторая часть заставки сделана под драматический рок, который в современной индустрии очень тяжело представить, потому что все игры, особенно про автомобили, все стили такие понтовые, гламурные, агрессивные, от чего, честно говоря, уже тошнит. Gran Turismo с ходу, с заставки говорит: «я другой, мне плевать, что происходит в индустрии, у меня свой стиль, я отдельно от всей этой суеты», этот меседж проходит через все игру.



Gran Turismo на этот раз предлагает не только два режима карьеры: A-Spec и B-Spec, что это такое: A-Spec - известный режим Gran Turismo, когда вы просто участвуете в гонках, проходите режим карьеры, открываете новые этапы, покупаете машины, коллекционируете их. B-Spec - режим, в котором вы просто можете стать владельцем команды, нанять себе гонщика, можно двух, а можно даже трех, купить машины, отправить их на участие в гонках, а самим пойти попить чайку, держа в руках геймпад, отдавая команды, заезжай на питстоп, обгоняй, они будут вам приносить деньги, набивать опыт, а вы будете пить чай и ничего не делать. Хороший режим, но интереснее кончено то, что кроме всего этого громадного разнообразия в Gran Turismo 5, наверное, впервые в серии стало интересно ездить. Поймите правильно, Gran Turismo всегда была игрой, прежде всего про вождение, прохождение поворотов, про то, как вообще управлять машиной. Если вы научитесь хорошо ездить в Gran Turismo, то можно идти смело сдавать на права, покупать практически любую машину и выезжать на дорогу, вы там будете себя чувствовать как рыба в воде, потому что нигде более реально, чем в Gran Turismo, машины себя не ведут.


И это одно из самых главных отличий Gran Turismo от всех симуляторов на планете, она заставляет тебя именно полюбить автомобиль, понять его, она именно учит тебя ездить, а не валит на тебя тонну машин, тонну трас и заставляет тебя проходить какую-то сумбурную карьеру. Вся игра спланирована именно так, что игра одновременно тебя развлекает, но при этом постепенно учит тебя реально водить автомобиль, постепенно усложняет, постепенно поднимает планку, к которой ты должен стремится. Это ювелирная работа и буквально на каждом повороте карьеры в Gran Turismo 5 чувствуется, что тебя ведут за ручку, что автор продумал каждый этап. Это не просто выиграй здесь чемпионат, выиграй здесь золото и прочее, ты чувствуешь, что разработчики продумывали каждую гонку, сейчас ты сдашь на права, потом тебе дадут проехать кусочек nurnbergring, потом дадут почувствовать вкус NASCAR и через это объяснят набор каких-то правил вождения, которые тебе понадобятся. Это реально ювелирная работа и по-прежнему, такого режима карьеры, как в Gran Turismo, нет нигде.



Карьера в Gran Turismo 5 не только учит тебя шаг за шагом водить автомобиль, она тебя очень круто развлекает, потому что ты, конечно, можешь купить машину и участвовать в заездах, а можешь пойти несколько по другому пути. Например, сдать на права, получить первый опыт, тебе откроются специальные events и поначалу можно проходить первоуровневые спешил events, получать дикое удовольствие потому, что в них тебе дают самые разные ситуации, самые разные автомобили, и ты ощущаешь себя ребенком, попавшим в мир самых разных игрушек. Сначала тебе дают проехать на картинге, за это получаешь какие-то деньги, потом открывается школа NASCAR Джеффа Гордона, это чемпион NASCAR-а и ты смотришь ролик, в котором стоит чемпион NASCAR, который простым языком объясняет тебе, чем хорош NASCAR, почему он такой популярный и почему вообще столько времени существует. Тебя реально за минуту просвещают о том, что такое NASCAR, я лично очень много лет не понимал эти гонки, они мне казались странными, глупыми и не интересными, а тут мне чемпион рассказал пористым языком и я все понял. Тут же дается два простых задания, из разряда обгони две машины и ты тут же все понимаешь, у тебя просто голова начинает по-другому работать, тебе объяснили правила, ты попробовал, у тебя получилось, все, мне нравиться NASCAR. В Gran Turismo 5 гигантское отличие от предыдущих игр это то, что он прививает не только любовь к автомобилям, он еще и прививает любовь к гонкам, ты начинаешь понимать разные типы гонок, почему их люди смотрят, и при этом не перестает тебя развлекать. Как только ты проходишь школу NASCAR, тебя бросают на трек TOP GEAR. Проедьтесь на треке знаменитой передачи, тут же включается ролик, в котором тебе не только показывают трасу TOP GEAR, тебе еще и объясняют, где она находится, кто ее построил, какие у нее особенности, при этом в ролике присутствуют все ракурсы, камеры, как в TOP GEAR, Aston Martin. Ты понимаешь, что это сделано людьми, которые идеально понимают автомобильный мир, любят его и любят передачи, которые про него выходят. Я, как и многие, фанат TOP GEAR и мне не терпелось, прокатиться по трассе, но первое испытание, которое тебе подкинули на этой трассе, это гонка на хиппи вагончиках Volkswagen, фиг знает какого года, на которых ты ощущаешь себя черепахой, которая греется на солнце, но при этом едет. Включаешь четвертую скорость и думаешь, да вот оно 80 км/ч , всю жизнь мечтал на треке TOP GEAR на этом прокатится, такая прям английская издевка.




Так сделана вся игра. Тебе предлагают посетить автошколу AMG, это сводится к тому, что в Mercedes этап за этапом проходишь трассу nurnbergring. Она является одной из самых сложных в мире и одной из самых опасных, здесь у тебя в очередной раз начинают бежать мурашки потому, что уже миллион раз видел эту трассу, гонял на ней в других играх, но авторы Gran Turismo, единственные додумались заставить тебя поэтапно ее изучить. Тебе дают сначала один участок, ты едешь, там подписан каждый поворот, в описании сказано чем этот участок примечателен, ты выясняешь, что на этом повороте повесили графа Нюрнбергского, после чего будет длинная прямая с шикарным видом, там где-то, в далеке будет замок, а вот на этом повороте разбился гонщик формулы 1, после чего формула 1 с этой трассы переехала на другую и ты вновь понимаешь, что это не просто гонка, это расширение кругозора, ты не просто тупо гоняешь, ты, во-первых учишься водить, во вторых, тебе это интересно, а в третьих, ты узнаешь новую информацию, новые факты.



Помимо гонок в Gran Turismo 5 еще очень много чем заняться. Конечно, можно сразу пойти сдавать на права, для того чтобы получить лицензию, без лицензии нужного уровня вас просто не пустят в какие-то гонки, так что добро пожаловать на тесты. Нужно одолеть врагов под названием торможение, разгон, повороты, нужно одолеть босса под названием змейка и только после того, как вы все сдадите, у вас будут все лицензии и можно будет не парится, а просто идти участвовать в гонках. Если кто-то испугало, что Gran Turismo 5 какой-то адский хардкор и в него невозможно играть обычному человеку, то это не так. В игре куча помощников, все очень гибко настраивается, чтобы включить полный хардкор, чтобы машина вела себя как настоящая, предстоит попотеть, найти все ползунки и выставить их так, чтобы машина сошла с ума на дороге. Gran Turismo это всегда была гонка, которая умела сочетать супер хардкор с понятностью, доступностью для простого игрока, всегда умела сделать так, чтобы ты научился ездить, чтобы тебя увлекло, и потом ты уже на повышенной сложности гонял.



Игра постоянно тебе подкидывает все новые и новые элементы, с двадцатого уровня появляется модель повреждения. Со временем ты начинаешь тюнинговать автомобиль, потом охотится за редкими автомобилями, для того чтобы принять участие в каких-то гонках, в любой момент ты можешь выкатить свою драгоценную машину на фоне какой-то мировой достопримечательности и всячески сфотографировать с графикой повышенного разрешения. По ходу карьеры тебе дают коллекционные карточки, которые иллюстрируют историю автопроизводителя, этими карточками можно обмениваться с друзьями. Естественно в Gran Turismo 5 есть сетевой режим, новости комьюнити, обмен реплеями, плюс ко всему там еще есть и собственное телевидение GTTV, на котором есть как бесплатные сюжеты, так и записи каких-то известных гонок, которые можно купить за отдельные деньги. В целом Gran Turismo 5 производит впечатление такой гигантской платформы для развлекушек с автомобилями на каждый вечер.




Одно из главных новшеств в Gran Turismo 5 это смена дня и ночи, и погоды, и это нереально важно для гонок потому, что например, nurnbergring - очень интересная трасса, в определенное время года гоняя по ней, можно проехать через несколько климатических зон и смена условий по ходу гонки это просто нереальное достижение, особенно в таком серьезном симуляторе, уже не говоря о том, что эффекты дождя, снега сделаны просто фантастически, неописуемо красиво. Если начинается ливень, ничего внутри машины не видно, конечно отдельный фан ездит внутри автомобиля, конечно, обещали хардтрекинг, с помощью iToy он работает, но только в обычных быстрых гонках, почему-то в карьере его отключили, как говорит Ямаучи просто из-за недостатка памяти. Смена дня и ночи, казалось бы, это просто смена дня и ночи, но настолько много новых ощущений дает, начинаешь раллийную гонку в одно время, солнце садится и уже ночь. В Gran Turismo 5 ночь настоящая, ты видишь только то, что освещают фары, а остальное вокруг не просто синее, как в NFS и видно, а реально ты не видишь ничего, ты видишь только то, что видят фары. Ну опять же возвращаясь к мелочам, насколько реально Gran Turismo 5 передает все ощущения от езды и плюс это совершенно новые игровые ощущения потому, что ты сейчас ехал, видел всю трассу, сейчас ты ее не видишь и тебе нужно перестраивается, это очень крутое нововведение, не говоря уже о том, что игра умеет лазить в интернет, смотреть реальное время на трассе и подгонять условия под текущие, которые в реальном мире происходят на этой трассе.



Gran Turismo 5 дает тебе понять все связанные с автомобилем процессы не только потому, что ты должен это знать и прочитал в книжке, а потому, что ты едешь с рулем, и настолько хорошо в игре сделана отдача, что ты даже чувствуешь выход из слипстрима. Ты выходишь из воздушного мешка, сразу в лоб ударяет ветер и руль начинает ходить, ты чувствуешь как у тебя правое заднее колесо вылетело на траву, ты воспринимаешь автомобиль как единый организм , такого нет ни в одной игре, даже самой хардкорной на ПК. На ПК есть очень серьезные симуляторы, но они не настолько живые, они все равно немного пластмассовые, не настолько передают ощущения, они могут простимулировать правильный проход поворота, но не могут передать всю информацию тебе в руки простыми средствами: джойстиком рулем и звуком. Звук в игре очень крутой, причем многие совершенно не осознав его, ругают, жалуются, что при столкновении в кабине слышится только такой «БУМ», господа, вы просто в авариях не бывали, обычно в аварии такой звук и происходит. Вообще, я считаю так, если в игре можно переключать скорости не глядя на обороты, по звуку определяешь, что ты вышел из воздушного мешка, значит в игре очень крутой звук.


На само деле Gran Turismo 5 это не обычная компьютерная гонка, это по сути, стиль жизни, то есть эта игра сделана так, чтобы быть постоянным вечерним хобби на годы вперед, она даже ощущается, я бы сказал, как офлайновая MMORPG. Ты постоянно качаешься, получаешь какие-то новые возможности и понимаешь, что это еще не конец и авторы уже заявляют, что скоро выйдет первое обновление, которое добавит не только визуальные механические повреждения, а еще и онлайновая карьера. Казунори Ямаучи выразился что они, наверное, так и будут развивать Gran Turismo 5. То, что мы сейчас получили, это только начало и, несмотря на то, что он гигантский, невозможных объёмов, он будет совершенствоваться.
Ну, и невозможно не восхищаться повторами заездов потому, что в них машина выглядит настолько живой, это, кстати, редко бывает в автосимулятора. Когда ты смотришь повтор, когда ты за рулем едешь вроде бы все нормально, а включаешь повтор, все как пластиковые болваны едут, в Gran Turismo живой и это видно в повторах, качается подвеска, смещается нагрузка, ты просто смотришь и восхищаешься, можешь раз за разом просматривать повторы и восхищается тем, как твой прокаченный автомобиль влетел в поворот. 
Ну и отдельно, хочется пожать руки всем лакализаторам, которые работали над Gran Turismo 5. Те, кто не играл просто не представляют насколько это гигантской труд, потому что там к каждому из тысячи автомобилей огромное подробнейшее описание: как появилась эта модель, на базе чего она сделана, что думали конструкторы, эта энциклопедическая ценность игры просто огромная. Конечно, встречаются ошибки, встречаются опечатки, но ты их прощаешь потому, что в целом в игре очень хороший русский язык.






Конечно, игру есть за что ругать. До выхода было известно, что двести машин из тысячи будут детализированы, а остальные переедут со старых Gran Turismo. Это же коснулось модели повреждения, которая очень реалистична на раллийных машинах, менее реалистична на других машинах и совсем проста на остальных восьмистах стандартных машинах. В игре очень олдскульный мультиплеер, который игнорирует практически все достижения кроме создания собственных сообществ, ты понимаешь, что Казунори Ямаучи много лет живет в своем царстве и у него немного глаз замылился, он не успел увидеть, что в индустрии, в общем-то, и сетевые сервисы и многие геймдизайнерские решения ушли вперед. Но с другой стороны, все это настолько меркнет по сравнению с объемом проделанной работы, с количеством фана, праздник, который искренне доставляет эта игра, я это недостатками даже назвать не могу. Ну, подумаешь, восемьсот автомобилей из предыдущих частей слабо детализированы, да мне двести автомобилей хватит укататься, причем это самые новые автомобили и все самые важные для прохождения.


Gran Turismo 5 даже несмотря на то, что она немного недожата в некоторых моментах, несмотря на то, что одной ногой она находится где-то там в девяностых, все равно остается при этом цельным продуктом. Gran Turismo, игра ни в коем случае не идеальная, но это лучшая гонка наших с вами дней, любые оценки не отражают всех впечатлений Gran Turismo 5 ее реального масштаба, ее значимости для индустрии и жанра в целом. Это все, что можно сказать по первому знакомству с Gran Turismo 5, это не игра, это феномен, я до сих пор не видел еще кучу всего в игре, она не умещается у меня в голове, она огромная, она восхитительная, она интеллигентная, это самое главное. Она развлекает, она учит водить, она дает тебе новы знания и это уже даже не игра, это стиль жизни, я не думаю, что буду годы в нее гонять, но я понимаю, для чего она сделана. Она сделана так, чтобы ты погрузился в этот мир со своим телевидением, со своими сообществами, со всем, что касается автомобилей, все сделано для того, чтобы ты жил в этом мире Gran Turismo. У любой игры есть недостатки, но Gran Turismo 5 это что-то сверхвыдающееся, интеллигентное, стильное, что хочется любить, чему хочется аплодировать, чем хочется восхищаться. В общем, Казунори Ямаучи низкий поклон, надеюсь он соберет свои 15 миллионов копий и продолжит развивать Gran Turismo.